МБОУ "СОШ №6"
г. Старый Оскол
  • Образовательные стандарты и требования

    фгос

    Образовательные стандарты и требования

    Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)

    Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

    Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

    • единство образовательного пространства Российской Федерации;

    • преемственность основных образовательных программ;

    • вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

    • государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

    Стандарт является основой для:

    • разработки примерных основных образовательных программ;

    • разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;

    • организации образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу в соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;

    • разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;

    • осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;

    • проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;

    • построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;

    • организации деятельности работы методических служб;

    • аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;

    • организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.

    Федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП)

    В нормативном поле, важном для современного учителя, помимо закона «Об образовании в Российской Федерации» и действующих ФГОС, появились новые документы — федеральные образовательные программы: 

    начального общего образования (приказ Минпросвещения РФ № 992 от 16.11.2022);
    основного общего образования (приказ Минпросвещения РФ № 993 от 16.11.2022);
    среднего общего образования (приказ Минпросвещения РФ № 1014 от 23.11.2022).
    Если выявлены противоречия между ФГОС и 273-ФЗ, нужно руководствоваться законом «Об образовании в РФ», если есть противоречия в формулировках ФГОС и федеральных образовательных программ, то приоритетными будут требования ФГОС.  

    Федеральная основная общеобразовательная программа (ФООП) — учебно-методическая документация (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы), определяющая единые для Российской Федерации базовые объём и содержание образования определённого уровня и (или) определённой направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы (п. 10.1. ФЗ-273).

    Федеральные рабочие программы учебных предметов обеспечивают достижение планируемых результатов освоения ФООП и разработаны в соответствии с ФГОС. 

    Для каждой ступени предусмотрен перечень предметов, по которым предполагается непосредственное применение федеральных рабочих программ учебных предметов (то есть не разрабатываются свои рабочие, а используются готовые федеральные программы):

    для начального общего образования при реализации обязательной части образовательной программы используются федеральные рабочие программы по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир»;
    для основного общего и среднего общего образования — по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности».
    Важно обратить внимание!

    В системе общего образования термин «примерная рабочая программа» больше не действует (осталось только для организаций СПО), вместо него — «федеральные рабочие программы». 
    По предметам, указанным выше, при реализации обязательной части образовательных программ используются федеральные рабочие программы в утверждённом виде. По другим предметам — федеральные рабочие программы с возможностью внесения изменений.
    В ФООП включены только программы предметов, обязательные к реализации. Ранее в аналогичную примерную основную образовательную программу были включены программы всех предметов. 
    Ниже мы рассмотрим составляющие федеральной основной общеобразовательной программы. 

    Федеральный учебный план
    Федеральный учебный план — документ, который определяет перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности. Он фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, регламентирует перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию, а также распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам.

    Федеральный учебный план состоит из двух частей: обязательной и формируемой участниками образовательных отношений.
    Обязательная часть федерального учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. 
    Часть федерального учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, курсов и модулей по выбору, в том числе углублённое, а также учитывает этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ. 

    Федеральные образовательные программы предусматривают несколько вариантов: 

    в ФООП НОО представлено 5 вариантов федерального учебного плана (п. 25.16 приказа № 992); 
    в ФООП ООО представлено 6 вариантов федерального учебного плана (п. 27.11 приказа № 993); 
    в ФООП СОО представлено 19 вариантов федерального учебного плана, в 11 из которых предусмотрено изучение предметов на углублённом уровне.
    В образовательной организации выбирается учебный план с учётом условий своей работы и имеющихся ресурсов.

    Федеральная рабочая программа воспитания
    На основе федеральной рабочей программы воспитания разрабатывается рабочая программа воспитания основной образовательной программы организации. 
    Программа воспитания: 

    основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования, 
    соотносится с рабочими программами воспитания для образовательных организаций дошкольного и среднего профессионального образования.
    При разработке или обновлении рабочей программы воспитания её содержание, за исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии с особенностями образовательной организации: организационно-правовой формой, контингентом обучающихся и их родителей, направленностью образовательной программы и другими. 

    Федеральный календарный план воспитательной работы
    Федеральный календарный план воспитательной работы является единым для образовательных организаций и может быть реализован в рамках урочной и внеурочной деятельности.

    Образовательные организации вправе наряду с федеральным календарным планом воспитательной работы проводить иные мероприятия согласно федеральной рабочей программе воспитания, по ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей.

    Федеральный календарный учебный график
    В федеральном календарном учебном графике прописан ряд организационных моментов: организация учебной деятельности по четвертям или триместрам, режим работы, продолжительность учебного года и так далее. 

    Календарный учебный график образовательной организации составляется с учётом мнений участников образовательных отношений, региональных и этнокультурных традиций, плановых мероприятий учреждений культуры региона и определяет чередование учебной деятельности и каникул по календарным периодам учебного года.

    Профильная подготовка на ступени СОО
    Федеральный учебный план СОО предусматривает изучение предметов на базовом и углублённом уровне. 
    Два уровня предусмотрены практически для всех предметов, кроме русского языка, родного языка, родной литературы, второго иностранного языка, физкультуры и ОБЖ. Школьники могут выбирать дисциплины для углублённого изучения, и в зависимости от этого реализуются разные планы профильной подготовки. 

    Учебный план образовательной организации должен содержать все 13 предметов (русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, история, обществознание, география, физика, химия, биология, физическая культура, ОБЖ) в соответствии с ФГОС СОО и предусматривать изучение двух из них на углублённом уровне из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней.

    Федеральным учебным планом СОО предусмотрены следующие профили: 

    технологический,
    естественно-научный, 
    гуманитарный,
    социально-экономический, 
    универсальный.

    О введении обновленных ФГОС и ФООП

    Нормативно-правовые документы по переходу на ФООП

    Федеральный уровень

    С 1 сентября 2023 года школы переходят на новые федеральные основные образовательные программы. Это единые программы обучения, они устанавливают обязательный базовый уровень требований к содержанию общего образования (Федеральный закон от 24.09.2022г. №371-ФЗ)

    Это единые программы обучения. Они устанавливают обязательный базовый уровень требований к содержанию общего образования. Школы обязаны перейти на них с 1 сентября 2023 года (Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ).

    ФООП начального общего, основного общего и среднего общего  образования одобрены Федеральным учебно-методическим  объединением по общему образованию (Протокол №9/22 от 14.11.22, Протокол №10/22 от 21.11.22).

    Федеральный закон РФ "О внесении изменений в ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и статью 1 ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

    Методические рекомендации по введению федеральных основных образовательных стандартов

    Методические рекомендации Министерства Просвещения РФ по введению федеральных основных общеобразовательных программ

    План-график мероприятий Минпросвещения России по введению федеральных основных общеобразовательных программ (ФООП)

    Информационное письмо Министерства Просвещения РФ от 22 мая 2023 года №03-870 "О направлении информации (ФООП)

    Приказ Министерства Просвещения РФ от 23 ноября 2022 года №1014 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"

    Приказ Министерства Просвещения РФ от 16 ноября 2022 года №993 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"

    Приказ Министерства Просвещения РФ от 16 ноября 2022 года №992 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"

    Приказ Министерства Просвещения РФ от 02 августа 2022 года №653 "Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования"

    Региональный уровень

    Приказ Министерства образования Белгородской области от 17 апреля 2023 года №1222 "Об организации работы по введению федеральных основных общеобразовательных программ"

    Школьный уровень

    Приказ МБОУ "СОШ №6" от 28 апреля 2023 года №264 "Об организации работы по введению Федеральных основных общеобразовательных программ"

    Приказ МБОУ "СОШ №6" от 10 февраля 2023 года №74 "Об утверждении плана-графика мероприятий по введению обновленных ФГОС СОО

    Положение о рабочей группе по приведению ООП НОО, ООО и СОО в соответствие с ФООП в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 6» Старооскольского городского округа

    Дорожная карта мероприятий по обеспечению перехода на новые ФГОС НОО, ООО и СОО на 2023-2027 годы МБОУ «СОШ №6»

    План-график мероприятий введения федеральных основных общеобразовательных программ (далее – ФООП) в МБОУ «СОШ № 6»

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie